Pyat Gor logo

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВОЛКОДАВЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

Питомник
Статьи
Фотогаллерея
Новости питомника
Гостевая книга
Наши координаты
English

В последнее время много приходится читать и слышать о потере рабочих качеств отечественных овчарок, в частности, среднеазиатской, о неправильно выбранных подходах в разведении данной породы. Панацеей от бед многие заводчики видят проведение тестовых испытаний- боев по строго установленным правилам, введение подобной практики в официальную методику разведения САО. В качестве убеждающих аргументов приводятся примеры проведения таких боев в Туркмении и на Украине.

Не подлежит сомнению утверждение в том, что нельзя сохранить породу, не сохранив методы, суть разведения. Однако, многие заводчики данной породы, особенно начинающие, не совсем ясно представляют себе, в чем именно она состоит, или же невольно искажают ее. Основная полемика в России ведется вокруг разведения именно среднеазиатских овчарок как наиболее популярной отечественной породы. Попутно заметим, что стремительный взлет популярности среднеазиатских овчарок обусловлен сравнительно недавним появлением этой породы собак на выставках, долгим невниманием и соответственно, невмешательством в нее широкой кинологической общественности, что, несомненно, было ей на пользу. Порода существовала как примитивная, сложившаяся как результат "народной селекции" и полностью ей же соответствующая. Цена сегодняшней популярности этой замечательной породы может быть очень высока, особенно учитывая специфические отношения с государствами, являющимися ареалом исконного обитания собак этой породы. Несколько ранее породы среднеазиатская овчарка подобный взлет переживала другая не менее замечательная отечественная порода - кавказская овчарка, о судьбе которой и хотелось бы поговорить.

Нам, волею судеб живущим на Северном Кавказе, очевидны те несоответствия между кавказской овчаркой заводского разведения и той, что еще осталась в ареале исконного обитания, аборигенной. Несомненно, что плановая племенная работа с использованием всех достижений зоотехнии, проводящаяся с любой аборигенной группой любых животных, приводит к неизбежным отличиям полученных образцов от исходного материала. Различия эти обусловлены в том числе и иными условиями содержания, иными функциями, выполняемыми животными, разным климатом, особенностями питания, личными вкусами и взгладами заводчиков и т.д. Изменениям подвергается не только внешний вид животных, но также и характер, особенности психики. Не стала исключением в этом ряду и кавказская овчарка. Племенная работа с этой породой длится в среднем полвека, но различия между заводскими и аборигенными кавказскими овчарками налицо: собака заводского разведения, хотя и сохранила внешнее сходство с аборигенной, но по сути своей овчаркой является лишь условно, и уже совсем не является волкодавом, каковой по своей сути всегда была аборигенная собака. Расхождения между заводским разведением и народной селекцией привели к тому, что с одной стороны- аборигенные собаки практически перестали использоваться в плановой племенной работе, а с другой - так называемый улучшеннй результат, итог плановой племенной работы не признается народами Кавказа за настоящую кавказскую овчарку. Попробуйте предложить Чемпиона страны в ринге кавказских овчарок чабану в отару!

Очевидно, что причина такого положения вещей состоит как раз в потере той самой сути разведения породы, незнания или забвения методов, по которым велся долгий многовековой отбор. Заводское разведение пошло по принципу экстерьерного отбора : увеличения роста животных, утяжеления костяка, развитию украшающего шерстного покрова и т.д., сформировав таким образом облик шоу-собаки, но растеряв попутно, а частью и безнадежно утратив присущие этой породе рабочие качества. Думается, именно этим и объясняется потеря былой популярности этой прекрасной отечественной породы, формирование вокруг этих собак устойчивого мнения об их неуправляемой агрессии, тупости, прожорливости, да еще и способности банально проспать опасность. Понятно, что такое мнение никак не прибавляет популярности породе у себя в стране и вредит ей в глазах зарубежных кинологов. Процесс развития заводской кавказской овчарки совпал по времени с изменением социального строя в стране, повлекшем за собой глобальные перемены на родине породы. Часть ареала исконного обитания отделилась в самостоятельные государства, в силу различных причин не могущие влиять на развитие породы, в оставшейся части в связи с изменением форм собственности произошла утрата крупных овцеводческих хозяйств, почти исчезли потомственные чабаны, законно являющиеся главными селекционерами в породе (если мы имеем в виду настоящую кавказскую овчарку, а не выводимую на базе аборигенной овчарки новую породу). В итоге, часть местного населения увлеклась разведением кавказских овчарок почти исключительно для боев , которые и были объявлены способом поддержания и сохранения рабочих качеств этих собак как настоящих волкодавов. Вероятно, ни для кого не секрет, что на Кавказе уже давно существуют турнирные бои аборигенных кавказских овчарок, проводящиеся по строго установленным правилам и под руководством авторитетных среди данных любителей людей. Здесь нет места жестокости и насилию над животными, строго установлены возрастные и весовые категории, по результатам боев составляются протоколы ветеринарного осмотра, оттачиваются тактика и техника ведения боя. С точки зрения современной морали все в порядке: в породе продолжаются народные традиции. В разведение в приоритетном порядке идут наиболее отличившиеся и именитые в боях собаки, соответственно, неучавствующих в подобном племенном мероприятии ждет жалкая участь оставшихся на обочине разведения. Намерения этих людей искренни и благородны, однако ими, как известно, вымощена дорога в ад. В конечнои итоге, бойцовские кавказские овчарки почти совершенно утратили главное: стайный метод работы, всегда применяемый в равной степени и кавказскими, и среднеазиатскими овчарками. Главным для аборигенных кавказских овчарок всегда была не индивидуальная победа над хищником, что само по себе неплохо, а сохранность отары. Для этих собак пасущаяся отара- охраняемый объект, территория, которую нельзя покинуть ни при каких обстоятельствах и соблазнах, никакой хищник не должен был увлекать их преследование дальше условных границ охраняемой зоны, никакой охотничий объект не заставлял увлечься. Это качество закреплено долгим отбором, поэтому до сих пор в горах Кавказа случается, когда ветер или иное природное или погодное явление отбивает отару от чабанов и она теряется , вместе с ней уходят и собаки. Когда же спустя время ее находят, все находится на местах: овцы целы, собаки на месте. В таких случаях пищу себе аборигенные кавказские овчарки добывают охотой на грызунов, мелкую дичь. Вступать в бой кавказская овчарка, так же, как и среднеазиатская , могла только в случаях явной опасности для охраняемой собственности - имущества или самого хозяина, или при попытках нарушения границ охраняемой зоны. На нейтральной же территории эти собаки лояльны к человеку, социально неопасны. Излишняя погоня за развитием бойцовых качеств приводит к тому, что щенка с детства приучают к дракам, всячески поощряют инициативу, подталкивают и науськивают его, забывая о том, что все прославленные и на Кавказе, и в Средней Азии волкодавы, собаки-легенды ( Барбос, Албарс, Акгуш) как раз отличались своим долгим нежеланием вступать в бои, не уходя, но и не начиная их, и проявили свой характер только к трем годам, т.е. тогда, когда и физически, и психологически сложились как собачьи личности.

В настоящее время боевые ринги кавказских волкодавов устраиваются в местах, являющихся для собак нейтральной территорией, угроза хозяину и опасность для его жизни так же отсутствуют, т.е с точки зрения собачьей логики, изначально отсутствуют причины, побуждающие его ринуться в бой. Раннее стравливание с себе подобными, частые потасовки ломают характер щенка, делают его неуравновешенным, излишне возбудимым, к тому же доставляют лишнюю боль и травмы, но самое опасное - подрывают доверие к своему хозяину. Поощряя и подталкивая свою собаку к бою на чужой для нее территории, в безопасной для себя обстановке, владелец рискует вызвать агрессию собаки на себя как причину неграмотного поведения. Сегодня нередко приходится видеть ринговых бойцов, рычащих на своих хозяев, плохо подчиняющихся их требованиям, небезопасных для окружающих людей. Другой крайностью такого воспитания собак является полная их лояльность, даже безразличие к чужому человеку, будь то даже на охраняемой собакой территории. Единственным своим врагом такой боец считает только других собак, делаясь очень неудобным в содержании. Прогулки с такой собакой становятся небезопасными, в любой момент может последовать резкий рывок, обрыв поводка и даже травма владельца, не всегда умеющего удержать свою рвущуюся в бой собаку. Другим собакам может быть нанесен непоправимый ущерб, а караульные качества чрезмерно бойцовских кавказских волкодавов часто равны нулю.

Что же касается непосредственных встреч бойцовских волкодавов с настоящим хищником, то и здесь они ведут себя неадекватно. Попытки привозить на бои давно содержащегося в неволе хищника результатов не дают, собаки на него почти не реагируют. Зато доставленная в ринг свежая волчья шкура внесла такое смятение в ряды прославленных бойцов, что многих из них пришлось буквально ловить, они в ужасе разбежались, а адекватно отреагировал лишь совсем неказистый с виду и далеко не самый лучший ринговый боец. Да и сами бои с настоящим хищником ведутся совсем не по установленным правилам, а сообразно обстановке, так же, как и попавший в уличную потасовку чемпион по боксу, каратэ и т.д будет не демонстрировать приемы, а действовать по обстоятельствам.

Бесусловно, нужно учитывать и поддерживать врожденный бойцовский дух собак-волкодавов, и как это сделать в современных условиях - повод для серьезных раздумий всех профессионалов в разведении, однако при этом необходимо помнить, что в боях собак все так же, как в спорте: зарядка полезна всем, а профессиональный спорт часто экстремален для организма, ведет к травмам, стрессам, иногда и инвалидности.

Что же до продолжения народных традиций, то необходимо вспомнить, когда и в каких условиях они зарождались, какое имели влияние на развитие пород отечественных овчарок. Обе породы: и среднеазиатская, и кавказская овчарки насчитывают в своей истории более двух тысячелетий. Не будем заглядывать столь далеко, попоробуем вспомнить, что происходило в ареалах обитания пород всего лишь немногим более ста лет тому назад. Обе территории : и Кавказ, и Средняя Азия были дальними и полудикими окраинами, живущими примитивной жизнью. В связи с малым количеством, практически полным отсутствием плодородных земель земледелие не доставляло нужных для жизнедеятельности людей продуктов. Основой жизни людей в этих регионах являлось животноводство, а именно овцеводство как самая неприхотливая его отрасль. Именно овцы давали пищу, одежду, топливо для очага. С утратой скота человек в условиях пустынного или резко континентального климата неминуемо сталкивался с голодом и смертью. Главным помощником человека, разделяющим его нелегкую жизнь и помогающим в тяжелейшей борьбе за выживание, была караульная собака, способная бороться с основным врагом скотоводов - волком. Понятно, что отбор собак велся только по рабочим качествам и очень жестко, слишком высокой была ставка, и главным требованием, предъявляемым человеком к собакам, была сохранность отары. Обеспечить это могли только собаки с очень устойчивой психикой, большой силой духа, помогающей выдержать тяжелую жизнь, трезво и быстро оценивать обстановку, не поддаваться панике и не бросать свой пост ни при каких обстоятельствах. Именно сила духа опредеделяет все прочие достоинства: бесстрашие и смелость, выносливость и неприхотливость, терпеливость к боли и лишениям. Именно по силе духа веками выбирали себе чабаны помощников-собак, "духовитости", как они ее называют, именно она определяет место каждой собаки в стае. Поэтому физически более сильное и развитое, но слабое духом животное никогда не будет доминировать, не займет место вожака. Все прочие собачьи стати: рост, окрас шерсти, размеры и форма головы и т.д., никогда не шли в сравнение с главным достоинством характера этих собак - силой духа. Победу в любом бою - ринговом ли или с настоящим противником обеспечивает не тактика и техника его ведения и уж тем более не физическое преимущество, а только максимальная сила духа, всегда подчиняющая себе грубую физическую силу.

Отбор щенков велся с самого рождения, и безусловно, это были самые сильные и жизнеспособные щенки. Лучшая среда для воспитания щенка - стая со сложившейся иерархией. Здесь в многочисленных полуиграх-полубоях бесконечно оттачивались приемы ведения боя, приобретались необходимые навыки, определялось место каждой собаки в иерархии. Поведение собаки в стае и определяло выбор чабана. Безжалостно выбраковывались, проще говоря-отстреливались как трусливые и неуверенные в себе, так и излишне злобные и агрессивные, в том числе к человеку собаки. Агрессия к хозяину не допускалась в принципе, ее не могло быть по определению, т.к чабан с собаками находились вместе круглосуточно и круглый год, собаки содержались вольно, без привязи. Интересно и то, что выбраковывался также и чрезмерный бойцовский пыл, стремление к частым дракам с себе подобными как признак излишней возбудимости. Частые стычки, стремление к постоянному выяснению отношений, борьба за лидерство вносят смятение в слаженность работы стаи, следовательно, также являются нежелательными. Стала понятной и услышанная как-то из уст чабана фраза: "Когда на кошаре две собаки часто дерутся между собой, одну из них мы пристреливаем". Современный чабан ведет отбор практически по тем же правилам, что и раньше, просто и здраво объясняя его:" Я не хочу проснуться нищим".

Традиция проводить собачьи бои существует давно, это было одним из немногих и редких развлечений в те небогатые событиями времена. Проводились такие бои в основном весной да осенью во время свадеб, в ряду других нехитрых развлечений: скачек, бараньих боев или борьбы между молодцами-батырами. "Хлеба и зрелищ"- гласит народная мудрость. Кстати, при проведении таких боев особенно учитывалось и поведение людей, и за излишний азарт запросто можно было получить кнутом через лоб от распорядителя- аксакала. Собаки, попадавшие в ринг, были из разных мест, следовательно, это не вредило основному требованию, предъявляемому к ним : слаженности работы стаи. Но все- таки основную часть времени и люди и собаки посвящали работе, да и отгонное овцеводство делало невозможным частые встречи на боевых рингах. Хорошие волкодавы ценились очень высоко, от них старались вести племенные линии, никому не нужны были лишние травмы собак.

Человек веками приучал собак-волкодавов правильно реагировать на проявления жизни, благодаря долгим усилиям всех безвестных селекционеров были получены собаки, способные, с одной стороны, полностью подчиняться человеку, с другой - в необходимой ситуации проявлять самостоятельность в решениях. Нелегкая жизнь, взаимозависимость собак и человека породили и особые отношения : доверие, уважение и любовь. Человек как главный вожак стаи обретал чувство безопасности и спокойствия и взамен как мог заботился о своих верных помощниках , делился пищей и лечил их раны. Существующее же чрезмерное увлечение боями ломает все устои, калечит психику собак.

К тому же, широкое распостранение боев, повальное увлечение ими появилось сравнительно недавно , около 20 лет назад и по времени совпало с перестройкой, возможно, оно связано со всеобщим ожесточением людей от ломающегося на их глазах привычного уклада жизни, переориентации ценностей и т.д. По сравнению со всей историей развития породы кавказская овчарка такой промежуток времени ничтожно мал, но последствия его трудно оценить. И победы в шоу -соревнованиях, и чемпионство в боевых рингах -две крайности, следуя которым, кавказская овчарка почти полностью растеряла ту вековую народную рациональность, терпеливо закладываемую в нее народами Кавказа.

Хочется надеяться, что нам все-таки удастся сохранить здравое зерно, переданное нам предыдущими поколениями.

Питомник Статьи Фотогаллерея Новости питомника Гостевая книга English
Хостинг от uCoz